bg-img bg-img bg-img
Увiйти в ГУРТ
Забули пароль?

Ще не з нами? Зареєструйтесь зараз


+ Пiдписатися

«Свій до свого по своє» як один із ефективних принципів самоорганізації громад   

Нещодавно на веб порталі ГУРТа ми розмістили оголошення про пошук успішних історій із самоорганізації місцевих громад. Вже надійшло чимало історій від користувачів сайту (всім щиро дякую), найкращі з яких ми незабаром розмістимо на сторінці проекту. Нагадую, що наш пошук успішних історій триватиме до 15 лютого 2011 року.

А зараз Вашій увазі пропоную уривок із публікації Юрія Кальченка «Думки закінченого оптиміста або Знов про національну ідею» у якій вдало, як на мене, описано приклад самоорганізації громад.


Предпринимательство – материальная основа домовых комитетов

Вот несколько прямых различных вариантов зарабатывания денег по месту жительства. Некоторые из них уже действуют, некоторые новые – хорошо забытые старые.

Я не навязываю свою точку зрения, а просто стараюсь предложить готовое “руководство к действию”. Пусть активные жители им воспользуются – и становятся гражданами.

Уж очень хочется пожить в нормальной и уютной стране.

Буду говорить конкретно о своем городе Харькове: стандартный жилой микрорайон – 20 тысяч населения, 44 многоэтажных дома, 2 школы, несколько садиков, станция метро “Студенческая”, базарчик, минимаркеты, кафешки, киоски.

Сразу скажу, что мои народные предложения по “активизации социальной работы” были отвергнуты харьковской голубой властью еще в 2009 году. Ну не нужны им свободные независимые предприниматели, да еще с активной общественной позицией.

Чтобы предпринимателям было понятно, что “правильно организованная социальная работа для жителей, приносит еще и материальное удовлетворение”, коротко опишу ту работу, которую мы провели в микрорайоне.

Для начала мы создали свою общественную организацию, чтобы в дальнейшем помогать в создании домовых комитетов и стать основой комитета микрорайона.

Затем определили для себя два основных направления – продовольствие и отдых.

Объехали несколько районов области, провели встречи с руководителями, головами поссоветов, фермерами и простыми селянами. Объяснили им простым доступным языком цифр, что горожане нуждаются в плодах их труда. Меня даже немного удивила мгновенная реакция сельских жителей – “мы уже все поняли, не надо много рассказывать, когда начинаем работу?”

Далее договорились подписать договора о сотрудничестве между конкретной сельской громадой и общественной организацией нашего микрорайона.

Естественно, без поддержки власти такое осуществить невозможно. Однако, после нашего душевного и пламенного рассказа о светлом будущем нашего микрорайона, харьковские регионалы поняли, что при такой народной активности дойдет черед и до власти. Жители придут и спросят: “А чем собственно вы, товарищи чиновники, помогаете нам, за что мы платим вам зарплату, и так далее, и тому подобное”.

Нам не дали никакого ответа. Местные власти с нами просто перестали общаться.

Но нас не остановить, и мы проделали кое-какую работу.

Итак, собственно, о самой работе:

Зеленый туризм. Эко-туризм. Сельские жители принимают на отдых городских жителей, за очень небольшую плату, за питание отдельная плата. Взрослые и семьи могут приезжать сами. Дети – в составе групп, со справками и расписками родителей. Большое количество студентов готовы были волонтерами работать в таких селах.

Плюсы такого отдыха очевидны – городские жители имеют гарантированное место отдыха, дети удаляются подальше от городского смога, приобщаются к дикой природе, все питаются натуральным продуктом.

Селяне начинают возрождать свое подсобное хозяйство, зарабатывают деньги и вкладывают в улучшение качества отдыха, в растениеводство, животноводство и так далее.

Мы, горожане, готовы были принять сельских жителей во время их поездок в областной центр, поводить их по вещевым рынкам, в театры, цирк, кино, музеи.

Многие сельские жители часто лечатся в областных больницах; наши волонтеры готовы были помогать им, покупать лекарства, еду, принимать у себя в семьях их родственников.

Мы рассчитали примерный объем продовольствия, которое мы можем помочь реализовать в нашем микрорайоне в течение года – у фермеров и крестьян глаза на лоб полезли от такого количества. Мы сказали, что готовы частично делать предоплату.

Это – только часть технологии “народной продовольственной программы” в отдельно взятом микрорайоне.

Туристическое агентство. По предварительной заявке и частичной предоплате в феврале закупили нашим жителям путёвки в Крым со скидкой 20%. Теперь мы можем получить еще большую скидку.

Парикмахерские. Мы предложили им обслуживать ветеранов и пенсионеров со скидкой. Некоторые отказались, а те, которые согласились, через полгода имели кассу в два раза больше – бабушки привели на стрижку детей и внуков. “Сарафанное радио” работало безотказно.

Столы заказов. Для инвалидов, ветеранов и малообеспеченных граждан собирались предварительные заявки на продовольствие, одежду, лекарства.

Кредитный союз. Собирались регистрировать для финансирования наших селян и фермеров, обустройства парка в микрорайоне, создания мини-рынков в микрорайоне.

Праздники. Детские соревнования. Субботники. И много других интересных мероприятий можно организовать, когда домовые комитеты создадут совет микрорайона.

Домовые комитеты могут стать катализаторами предпринимательства. Именно местные жители лучше всего определят, сколько им нужно магазинов, аптек, рынков, парикмахерских, спортзалов, клубов и других мелких торговых и социальных объектов на своей земле.

Я утверждаю, что именно такая социально-направленная предпринимательская работа оживит внутренний рынок, малый бизнес, даст стимул для развития средних и крупных предприятий украинской промышленности, в том числе машиностроения, новой энергетики, транспорта, строительной отрасли, и естественно – всего аграрного комплекса.

Нам не нужны западные кредиты, денег у населения предостаточно. Главное – не обманывать людей, а предложить им стать равноправными акционерами на своей земле.

Вывод: люди, помогая друг другу заработать, становятся душевнее и добрее.

Бизнес, который делается с помощью людей и для людей, обречен на успех, потому что каждый житель может принять участие и увидеть результат своего труда, и воспользоваться им.

Такой вот социальный маркетинг на практике.

P.S. Эту статью, в развернутом виде, читали несколько наших известных политиков-хозяйственников. Один из них сказал: “Свій до свого по своє. Знайоме прислів'я? Як на мене – дуже влучно, щодо усього написаного, все розжував і розклав по полицях.

Це не просто стаття, це майже технологія нового самоврядування. Одному не впоратися. Двоє-троє-п'ятеро – це вже ядро однодумців. Кілька десятків дієвих активістів – початок громадянського руху.

Обов'язково донеси свої думки до людей”

P.Р.S. Вам знакомы фразы “Оно тебе надо”, “ты что, умнее всех”, “вверху уже все решено” и другие перлы народного творчества? На меня они уже не действуют.

Я сделал свой выбор.

Я люблю Украину, я хочу здесь жить, растить и учить своих детей, заботиться о родителях и ветеранах, работать и отдыхать. Здесь, на своей земле, в своем доме и в своем дворе. Здесь и сейчас.

После всего написанного как-то сама собой родилась фраза, которая, возможно, обозначит нашу стратегию развития. В моем понимании Украинская Идея звучит так, пишу на двух языках:

УКРАИНА – страна, в которой удобно жить, выгодно работать и приятно отдыхать!

Share
Чи вважаєте цей матеріал корисним + Так 0  - Нi  

Коментарі

Марина Kоняк   3953 дні тому   #  

Алгоритм действительно успешный. Некоторые елементы мы в Черновцах применяем давно, но и особенности есть, как и у каждого города. В Черновцах, коренных горожан осталось очень мало и поэтому, как студенты так и горожане имеют близких родственников в селах (продуктовая помощь и отдых. Сельский туризм, в основном, для приезжих с других регионов.

  •   Пiдписатися на новi
  •   Пiдписатися на новi


Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.