Говоря о безбарьерной среде, основная масса людей подразумевает архитектурную доступность зданий и строений, актуализируясь на проблеме постройки пандусов, но зачастую обговаривая проблематику доступности, все забывают вопрос доступности транспортной и уличной инфраструктуры городов и сел Украины. Как на наш взгляд, доступность транспортной инфраструктуры, включающая инфраструктуру улиц и дорог, служит фундаментом в формировании безбарьерной среды и является главной составляющей для полноценного ведения самостоятельного образа жизни людьми с инвалидностью, что декларируется 19 ст. Конвенции по правам инвалидов ООН.
Улицы, перекрестки и дороги.
Проведя сравнительный анализ мониторингов городов, а также проанализировав региональные программы в данной сфере, мы не увидели комплексных мероприятий, программ, проектов, по созданию условий доступности отдельных улиц, перекрестков, парков или площадей. Мало того, на данный момент, выявлены систематические нарушения проводимых реконструкций улиц, площадей, перекрестков, связанных с отсутствием в них проектных решений по созданию элементов архитектурной доступности для людей с ограниченными физическими возможностями. Ярким примером данных нарушений, является подготовка инфраструктуры дорог, улиц и перекрестков к проведению Чемпионата Европы по футболу Евро 2012 в Украине. В ходе постройки новых и реконструкции существующих дорог, магистралей, городских улиц, перекрестков, примерно 70% работ проведено без соблюдения требуемых норм обеспечивающих их доступность для людей с инвалидностью. Хотим заметить, что администрирование и контроль над реконструкцией дорожных и уличных инфраструктур, лежит в сфере ответственности государственных органов и предприятий, а именно, транспортных департаментов и управлений, автодоров и коммунальных дорожных служб, что определяет низкий уровень понимания существующей проблемы, а зачастую халатность и непрофессионализм их руководителей.
ЖД Вокзалы, автостанции и аэропорты
Перейдя ко второму сегменту транспортной доступности, а именно, пассажирским перевозкам ЖД, авиа и автобусным транспортом, можно с уверенностью сказать, что данная сфера услуг, является основополагающим механизмом реализации для людей с инвалидностью 33 ст. Конституции Украины и соответствующего ЗУ от 11.12.2003 № 1382-IV, «О свободе передвижении и свободном выборе местожительства в Украине».
В данном сегменте можно отметить явный прогресс в создании архитектурной доступности ЖД вокзалов, включая появляющиеся все больше и больше оборудованные туалеты, комфортные «залы ожидания для инвалидов», доступные перроны и обустроенные территории. Так же приемлемым, можно считать механизм предоставления услуг перевозки людей с инвалидностью железнодорожным транспортом, который включает в себя наличие специально оборудованных ЖД вагонов, обученного персонала и доступную систему заказа.
Что нельзя сказать о «доступности» автобусных междугородных пассажирских перевозках, где не наблюдается единой политики руководства в реконструкции автовокзалов и автостанций, а так же услуг которые они предоставляют. При этом еще раз хотим обратить внимание на то, что Украина преимущественно представляет собой сельскую территорию и потребность использования внутренних автобусных перевозок очень велика. Скажем больше, практически для всех сельских территорий, данный вид транспорта, является единственным средством коммуникации между селами внутри административных районов, а в большинстве случаев и между самими районами внутри областей.
Сравнительный анализ «доступности» ЖД и авто вокзалов подкреплен статистическими результатами мониторинга:
Доступность ЖД Вокзалов (аудит 22): 67% - доступно; 19% частично; 14% не доступно
Доступность Автовокзалов (аудит 34): 41% - доступно; 22% частично; 38% не доступно
Услуги авиационного транспорта также требует ряда изменений и дополнений. При достаточно высоком уровне доступности услуг и зданий аэропортов, существует острая проблема в нехватке амбулифтов, для посадки и высадки в самолеты людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Еще одним существенным недостатком, является отсутствие инструкции, по перевозке людей с ограниченными физическими возможностями в авиационном транспорте.
Городской общественный транспорт. Третий сегмент, являющийся проблемным в данной сфере, отвечает за ежедневную мобильность людей с ограниченными физическими возможностями. Речь идет о доступности для инвалидов, услуг пассажирских перевозок городским общественным транспортом. Данная проблема разделена на две равнозначные составляющие:
- отсутствие транспортных средств (автобусов, трамваев, троллейбусов, маршрутных такси), оборудованных специальными устройствами для перевозки людей с инвалидностью,
- отсутствие инфраструктуры остановок общественного транспорта приспособленных для свободной посадки/высадке людей с инвалидностью в городах и селах Украины.
Оборудование, средствами доступности, трамвайного и троллейбусного парка страны, практически равно нулю. Процент автобусов, оборудованных средствами обеспечивающими посадку/высадку инвалидов, обслуживающих городские общественные маршруты не превышают 5%, с основной концентрацией в городах областного значения. Маршрутные такси, которые обслуживают практически все города Украины, полностью не доступны для людей, передвигающихся при помощи инвалидных колясок.При этом хотим обратить внимание на то, что большая часть маршрутных транспортных средств производится в Украине и норм обязывающих производить автобусы, приспособленные для перевозки людей с ограниченными возможностями, на данный момент не существует.
Процессы по внедрению европейских стандартов производства и использования транспортных средств, для перевозки пассажиров в Украине, сдвинулись с мертвой точки. Данное предположение сделано на анализе Проекта Закона «Об автомобильном транспорте», в котором уже заложен механизм соблюдения интересов людей с инвалидностью. Выполнение ЗУ, поэтапно приведет к производству, а так же эксплуатации только тех транспортных средств (автобусов, троллейбусов, трамваев), которые оборудованы специальными устройствами для перевозки людей с ограниченными возможностями.
Параллельно с процессом появления на дорогах Украины «доступного» общественного транспорта, необходимо создать инфраструктуру «доступных» остановок. В данном направлении, у власти, отсутствует даже понимание проблемы, не говоря уже об ее обсуждении и поиске путей решения.Полное отсутствие общегосударственной политики, пореконструкции инфраструктуры городских остановок общественного транспорта с целью создания условий посадки/высадки инвалидов, подтверждено анализом более чем 30 городских и областных «программ доступности». Одним из первых положительных примеров, может стать «Пилотный проект», по созданию «доступного» маршрута общественного транспорта в г.Одессе, включающего в себя реконструкцию остановок и обустройство всех транспортных средств маршрута специальными устройствами, который отобразился одним из пунктов целевой региональной программы « по реализации Конвенции прав инвалидов в Одесской области до 2020».
Подведя итог всему вышесказанному можно определить существование серьезной проблемы формирования доступной транспортной и уличной инфраструктуры городов и сел Украины.
Весь спектр вышеперечисленных проблем, лежит в полном объеме, в сфере ответственности государства и регулируется Министерством инфраструктуры Украины. Для постепенного приведения инженерно транспортной инфраструктуры городов Украины к европейским нормам и стандартам, необходимо провести ряд законодательных изменений. Проанализировав общественные инициативы в данной сфере можно составить следующие рекомендации:
Создание уличной инфраструктуры городов и сел Украины
- ужесточить административную ответственность руководителей государственных структур, отвечающих за постройку и реконструкцию дорог, улиц, перекрестков, площадей и парков и т.д.
- инициировать национальную программу по реконструкции уличной инфраструктуры городов и сел Украины (включить обязательный пункту в программы по благоустройству территорий).
Объекты транспортной инфраструктуры
- ужесточение требований к лицензионному администрированию автовокзалов и автобусных станций, с обязательным включением норм, обеспечивающих стопроцентную доступность услуг автовокзалов (автостанций), а также полную архитектурную доступность зданий, для людей с ограниченными возможностями.
- утверждение норм обязывающие при постройке и реконструкции остановок общественного транспорта, обязательное их обустройство элементами архитектурной доступности (мест посадки/высадки) для людей с ограниченными возможностями.
- разработать и утвердить «Техническую инструкцию» для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями, авиационным транспортом Украины.
- для аэропортов, находящихся в коммунальной собственности государства, разработать программу приобретения амбулифтов, за счет городских и областных бюджетов. При необходимости обеспечение дотаций Национального бюджета.
- для аэропортов находящихся в частной собственности или на правах аренды, ввести инвестиционные обязательства по приобретению амбулифтов
Доступность оборудованных транспортных средств
- произвести стандартизацию подъемных механизмов и устройств, обеспечивающих посадку и высадку людей с ограниченными физическими возможностями в автомобильные транспортные средства, для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, трамвай, маршрутные такси)
- законодательно изменить стандартизацию производства в Украине автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси с обязательным оборудованием их подъемниками и приспособлениями для посадки/высадки людей с ограниченными физическими возможностями
- ввести обязательства, всем структурам власти в Украине, производящим, бюджетную закупку общественного муниципального транспорта, обеспечивающие приобретение только тех транспортных средств, которые оборудованы приспособлениями, для посадки/ высадки людей, с ограниченными физическими возможностями.
- Регулирование деятельности «Маршрутных такси». Внести дополнения в утвержденный «Лицензионный договор с перевозчиком», о предоставлении услуг по перевозке граждан, пункт, обеспечивающий обязательное наличие на транспортных средствах перевозчика, специальных устройств, обеспечивающих посадку/высадку людей с ограниченными физическими возможностями
- внести в инструкции для водителей, всех видов общественного транспорта, раздел, описывающий обязательные требования к перевозке людей с ограниченными физическими возможностями
Хотим обратить внимание, что по некоторым инициативам уже начат диалог, но существенных изменений можно ожидать только при комплексном подходе ко всем указанным проблемам. Одним из примеров является подготовка нового «Проекта Закона об автомобильном транспорте», который после общественного обсуждения отправлен на доработку.
Обращаемся ко всем заинтересованным в данной теме организациям и их лидерам, с просьбой вступить в публичный диалог и предоставить свою точку зрения по всем описанным в пяти публикациях проблемам.
С уважением,
Руководитель проекта «Доступная Украина»
Глава Правления БФ «Прометей»
Дрюма Олег
Контакты:
е-меil: fondprometei@mail.ru
Тел.: (099) 5638311
Предыдущие публикации по теме:
Проблема №3. Аналіз проблеми громадської інфраструктури для людей з інвалідністю Проблема №2. Аналіз проблеми відсутності розуміння «Комплексної доступності» Проблема №1. Аналіз формування безбар’єрного середовища для людей з інвалідністю Проект “Доступна Україна”. Обман або непоінформованість? Публікація № 2 Проект «Доступна Україна». Практичні результати. Публікація № 3.
Проект “Доступна Україна”. Безбар’єрне середовище. Публікація № 1
Коментарі