Команда Социальной научной сети взяла интервью у директора Google в Украине Дмитрия Шоломко, в котором Дмитрий рассказал о перспективных направлениях развития науки, о роли ученых в разработке инноваций от мирового поискового гиганта и о взаимодействии корпорации с талантливой украинской молодежью.
Фото AIN.UA
Дмитрий, у Вас была своя консалтинговая фирма, сейчас Вы работаете в Google. Что лучше – свой бизнес или наемный труд? Где и какие самые большие преимущества и сложности?
Оба варианта на самом деле интересны в разные периоды жизни. На одном из них ни в коем случае не следует фокусироваться. Мне был интересен и свой бизнес, в котором невероятно огромен уровень свободы в работе, но точно так же невероятно велика ответственность за себя и за команду. В корпорации самое приятное для меня - быть причастным к большим проектам, которые влияют на целые страны и огромные бизнесы. Пока мне все нравится в Google, но, может быть, когда-нибудь снова возникнет желание позаниматься чем-то своим. Пока загадывать рано, когда это произойдет.
Почему Вы ушли в Google?
На самом деле в Google я не особо собирался: проект, который Google предлагал для Украины, был временным, и я просто хотел оценить себя - подойду ли я со своими знаниями и опытом в эту компанию или нет. Когда уже проходил последний раунд интервью в Лондоне, вот тогда сильно захотелось работать в Google. Очаровала атмосфера и уровень креативности и амбиций команды, которая работала с нашим регионом, мне захотелось стать частью этого, пусть даже временно.
Команда разработчиков Google для Украины находится не в Киеве. Есть ли там сотрудники из Украины? Если да, то было ли это преимуществом? И вообще, любят ли в Google брать на работу украинцев?
У Google на самом деле много центров разработок по всему миру, не только в Калифорнии. Украинских инженеров в компании очень много, наша диаспора является одной из самых больших в компании (не в тройке по количеству сотрудников, но точно в десятке), и работают они в более чем 30 странах мира, от Японии до Ирландии, не говоря о США. Дело в том, что уровень образования и профессиональной подготовки у украинских программистов неимоверно высок. Да и не только у программистов, но и у специалистов другого типа, спасибо нашим университетам.
Недавно на базе Университета в Красном корпусе проводилась презентация Google, на которой студентов приглашали поучаствовать в стажировке. Есть ли такая возможность в Киеве? Насколько реально попасть на работу в Google вообще (не в Киеве в том числе)?
К нам на стажировку податься очень легко: позиции для студентов, независимо от их национальной принадлежности, существуют как в локальных офисах (к примеру, в Киеве) так и в больших инженерных центрах и центрах поддержки пользователей Google, таких как Цюрих или Дублин. Все, что нужно сделать, это подать свое резюме нам через страницу на любую позицию в любом месте мира, если, конечно, подходите под требования этой позиции. В Киеве у нас уже есть традиция нанимать 1-2 стажеров каждый год, некоторые из них добились значительных успехов в работе и теперь работают у нас на постоянной основе.
Имеете ли Вы отношение к R&D центру Google в Украине? Какие направление обслуживает этот центр? В каких специалистах он нуждается?
В Украине никогда не было R&D центра Google, и я сомневаюсь, что в ближайшие несколько лет он тут появится. Google сейчас развивает региональные центры разработок, поэтому большинство программистов из Украины, приходящих к нам на работу, отправляются или в Цюрих (Европейский центр R&D) или Калифорнию.
Прибыль Google Украина растет. Он уже поддержал некоторые проекты: сайт безопасности“Варто знати”, проект, посвященный истории ИТ в Украине. Какие проекты Google Украина планирует поддерживать в дальнейшем?
У нас в планах есть достаточно большие инициативы для Украины, это и информационные материалы, и культурные проекты - так, совсем недавно украинские музеи попали в в наш Google Art Project. Мы традиционно не оглашаем своих планов заранее до их реализации, но обещаем, что и дальше будем инвестировать в социально-культурные проекты для Украины, ждите от нас новых анонсов.
Google поддерживает различные образовательные проекты (“Google summer code”, “Google Science Fair”), выдает тревел гранты для женщин в науке. Есть ли в этом деле доля инвестиций украинского Google?
Конечно же Украина является частью глобальных инициатив Google, фактически без исключения в каждом проекте. И, как правило, в таких проектах украинские участники достигают огромных успехов. Так, уже второй год подряд наши команды в Google Science Fair выходят в финал этого конкурса.
Инвестирует ли / дает ли гранты Google в сторонние исследования?
В мире - да, в Украине пока, к сожалению, нет, но мы работаем над тем, чтобы открыть подобную глобальную программу и для украинских ученых и исследователей.
Большинство проектов, которые поддерживает Google, рассчитаны на школьников и студентов. Планируется ли что-то для выпускников, молодых ученых и т.п.?
Талантливых выпускников и молодых ученых мы предпочитаем сразу брать на работу. У нас есть специальные позиции для таких специалистов, мы их создаем и развиваем исключительно для этого пласта общества. Они, как правило, находятся в наших глобальных центрах - Цюрих, Дублин, Нью-Йорк, и никаких национальных или региональных ограничений для кандидатов не существует.
Считаете ли Вы науку в Украине перспективной? В каком направлении лучше работать молодым ученым, чтобы найти применение в ИТ?
Как я уже отметил, уровень образования в Украине неимоверно высок, и наш народ очень талантлив. Насколько я знаю, процесс создания инноваций в этой стране активно развивается, при поддержке частного капитала и корпораций. ИТ - одна из самых интересных и быстроразвивающихся отраслей науки, особенно если речь идет о стыке ИТ и других отраслей науки и промышленности - биотехнологиях, автоматизации процессов, социологии и пр. Вот такие “стыковые” проекты на мой взгляд и являются наиболее интересными и перспективными сейчас.
Будет ли украинский Google поддерживать науку и инженерию? (гранты и т.п.)
Мы активно работаем над тем, чтобы программы поддержки, которые существуют у Google глобально, были доступны и для Украины.
Многие разработки Google являются высокотехнологичными. Принимают ли в этом участие ученые, или это чисто программистская работа?
Да, несомненно принимают. Фактически для Google процесс создания новых продуктов перестал быть программированием в чистом виде, так как большинство новых разработок, таких как Google Glass или самодвижущийся автомобиль, являются сложными инженерными и научными проектами в большей степени, чем программными продуктами.
Какой Ваш любимый ресурс (портал) в Интернете, кроме Google?
На самом деле самый любимый интернет-ресурс у меня тоже является частью Google - это YouTube. Дело в том, что я увлекаюсь музыкой “не массового” стиля, в которой большое количество небольших исполнителей, обычно не пробивающихся через ворота шоу-бизнеса к массовому слушателю, и для них YouTube является лучшей платформой распространения своих работ - и соответственно, лучшим способом находить таких музыкантов является поиск в YouTube.
Поделитесь, пожалуйста, несколькими советами, как из выпускника КПИ и программиста стать руководителем Google?
Честно говоря, мне кажется, что с Google мне просто повезло. Как сделать так, чтобы везло больше, наверное, не могу подсказать. А если серьезно, то у каждого своя дорога, и единого рецепта успеха не существует.
Какая Ваша любимая книга, и какой человек оказал на Вас наибольшее влияние?
Литературные предпочтения у меня довольно часто меняются, и в разном возрасте увлечения были разными. Подростком увлекался книгами Жюля Верна, сейчас предпочитаю больше серьезную историческую литературу, а так же книги Нила Стивенсона, не исключаю, что с дальнейшим взрослением вкусы сменятся опять. Конечно же на меня наибольшее влияние оказали родители, как и на большинство людей на этой планете. Если говорить о публичной фигуре, то в подростковом возрасте я неимоверно сильно увлекался Оззи Осборном. С возрастом это увлечение, конечно же, изменилось, сейчас я скорее отношусь к нему с некоторым пониманием, чем с восхищением. Но он оказал очень большое влияние на мой стиль жизни и развитие в то время, когда мне было 16-17 лет, и я про это не забываю и сейчас.
Благодарим Фонд Виктора Пинчука за помощь в оганизации этого интервью.
Коментарі