•  

Для кого створюються громадські ради в Запоріжжі?

Конец прошлого – начало нынешнего года, в городской общественно-политической жизни был ознаменован очередным всплеском активности вокруг «громадських рад».

С одной стороны, это вполне закономерно – интенсивность работы таких советов, каждый раз, с принятием новых нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, резко возрастает, впрочем, так же резко снижая интенсивность через очень непродолжительное время. Но ситуация, сложившаяся в настоящее время – примечательна по целому ряду причин.

Во-первых, ещё никогда этот процесс не вызывал такого живого интереса общественности. Не было такого масштабного интереса со стороны общественных организаций и не было таких конфликтов вокруг все тех же общественных организаций за право входить, возглавлять, или участвовать в работе этих советов.

Во-вторых – синхронность реорганизации на областном и городском уровнях (особенно, с оглядкой на формирование новой системы взаимодействий в горсовете и приход новых людей в горисполком) – делают это событие гораздо более значимым, чем когда либо.

Ну, и в-третьих – процессы проходящие в Запорожье – это лишь часть глобальных всеукраинских процессов формирования нового (а точнее – попытки реанимации старого) механизма взаимодействия общественности и власти.

Но давайте сначала разберемся что это такое «громадська рада», зачем она нужна, и что же случилось такого особенного что вдруг актуализировало эту тему?

Громадська рада – это консультативно-совещательный орган, создаваемый при органах власти либо органах местного самоуправления, и проводящий общественную экспертизу деятельности этих органов. Помимо прочего – орган власти, при котором создана такая рада, обязан выносить на общественное рассмотрения проекты решений «общественно значимых, которые касаются прав и свобод, интересов и обязанностей граждан, а также актов [относительно] субъектов хозяйствования и институтов гражданского общества».

Кроме того, обязательному рассмотрению подлежат: проекты регуляторных актов; проекты государственных и региональных программ развития регионов, и отчеты главных распорядителей бюджетных средств о их расходах за прошлый год. ( постановление КМУ от 3.11.2010 № 996).

Таким образом, можно отметить что механизм «громадських рад» - это очень демократичный, и современный механизм привлечения общественности к государственному управлению и довольно полно дает реализовывать гражданам те свободы, которые закреплены в 38 статье Конституции.

Но если в ад дорога выстлана благими намерениями, то в случае с нашей страной, примерно туда же иногда приводят всевозможные законы, различные кодексы и прочие постановления. Несмотря на запущенный ещё в 2004 году, и логично объективировавшийся в 2009 году в постановление регламентирующее работу «громадських рад» (постанова КМУ 1302) процесс демократизации государственного управления так и не состоялся.

Причин тому много, но самые главные – две, и они достаточно банальны. Первая – власть не готова с кем-либо советоваться при осуществлении своей деятельности. И это, в подавляющем большинстве даже не злой умысел - просто у власти свой принцип работы, и свое, особое, мировоззрение. Мыслящая совершенно иначе общественность в это мировоззрение зачастую не укладывается. И вторая причина – это неготовность самой общественности взяться за такую деятельность.

Так или иначе, но практически повсеместно в Украине такие рады если и были созданы, то очень декоративно и, что называется, «для галочки». Зачастую состав таких рад состоял из, приблизительно схожих декоративных организаций, и такие образования оживали только от постановления к постановлению – реорганизовывая свою структуру согласно законодательству, и отчитываясь о выполнении. Некоторый прогресс был достигнут при центральных органах власти, но там другие условия, другие группы интересов, да и уровень подготовки чиновников и представителей НПО тоже другой.

По прошествии местных выборов-2010, Кабинет Министров Украины принимает очередное постановление - № 996, которое отменяет предыдущие, и предписывает реорганизовать, или создать заново «громадські ради» при органах власти. Возможно, Киев руководствовался своей логикой при принятии этого постановления – ведь теперь, после того как и Кабинет министров и органы государственной власти на местах, и органы местного самоуправления в основном находятся в руках определенной политической силы велик соблазн «перезагрузить» и «громадські ради» оставшиеся от прежней власти.

Но, тем не менее, для региональных громад, а в особенности для Запорожья, в котором результаты выборов мэра стали полной неожиданностью для многих, такой «reload» открывает новые возможности. Главная из которых – попробовать в случае с радами начать все заново, чтобы эти органы не выполняли роль «свадебных генералов», а активнее отстаивали интересы общества в органах власти.

Вообще история с «громадськими радами» в Запорожье довольно запутанная, и могла бы стать целой темой для журналистского расследования, если бы не проходила по категории «дела давно минувших дней». Созданная ещё в 2009 году, она просуществовала в том виде в каком существовали большинство таких рад до 2010, вылившись в конце года в конфликт между инициативными группами при реорганизации.

В процессе подготовки материала, мы обратились к целому ряду активно действующих общественных организаций. Там о существовании рады, разве что только слышали, а о её деятельности известно и того меньше. Но, повторимся, это типичная ситуация для большинства регионов Украины.

Когда в конце года вокруг реорганизации рады при горисполкоме возник конфликт инициативных групп – исполком довольно дипломатично ушел от нарастания противостояния, взяв процесс формирования инициативной группы в свои руки. Что это – желание дистанцироваться от конфликтующих сторон и направить процесс в конструктивное русло, или же осознанное проведение политики оказания способствования кому-либо – мы увидим позже. 14 января завершился срок подачи заявок на участия в инициативной группе по подготовке учредительного собрания, и когда он будет опубликован на сайте мэрии – можно будет увидеть, кто в него вошел.

Как нам сообщили в управлении по вопросам внутренней политики – состоянием на 14-00 14 января - заявки подали более сорока организаций. Одной из организаций в регистрации было отказано, мотивируя это тем, что у неё статус областной регистрации. Возможно, это и не совсем правомерно, но в любом случае сейчас какие-либо вывод делать рано – пока только формируется инициативная группа, и какие-либо заключения будут сделаны только после того, как будет сформирована группа и проведено учредительноее собрания.

В то же время, на областном уровне, при Запорожской облгосадминистрации процесс формирования рабочей группы завершен, и уже вовсю идет подготовка к учредительному собранию, которое запланировано на 25 января. В процессе подготовки собрания опять возник вопрос о регистрации общественных организаций – высказывались мнения, что в раду могут входить только организации областного уровня.

За комментарием мы обратились в Днепропетровский экспертный центр по вопросам регуляторной политики. Глава ДЭЦВРП Алексей Литвинов эту ситуацию прокомментировал так: «В документах нет никаких ограничений по уровню регистрации организации. Отказ в регистрации или участии в раде по такому признаку – это нарушение».

Но пока данный вопрос на стадии обсуждения – есть хорошие шансы, что он будет урегулирован до учредительного собрания.

Ещё одним вызовом на этапе формирования громадських рад, есть искушение власти «подогнать их под себя» что бы «работать не мешали» - то есть либо «провести» в состав и на посты в органах управления совершенно номинальные (или же аффилированые к чиновникам) организации, либо пойти по пути максимального сокращения состава рады.

Здесь можно привести печальный пример города Николаева, когда из 67 организаций изъявивших желание работать в раде, попали туда только 25. Мнение остальных осталось неучтенным.

Этот вызов можно решить по днепропетровскому сценарию – четкой структуризацией работы рады. Алексей Литвинов привел пример организации работы рады при Днепропетровской ОГА: "У нас уже порядка восьмидесяти организаций подались, и мы организовываем работу по комитетам. При ОГА создано 16 комитетов по направлениях, и каждая организация может работать по профилю."

Ну и конечно самым главным вопросом остается вопрос жизнеспособности рады. Ведь запросто так может получиться, что этот всплеск активности – всего лишь очередной «пик» на кардиограмме безнадежного больного. Облгосадминистрации организуют рады, возьмут «под козырек», отчитавшись об их создании, и забудут о них. В горисполкоме закончатся перипетии вокруг создания новой системы взаимосвязей между горсоветом, мэром, и исполкомом – и тоже все махнут рукой.

Ну а общественные организации, рьяно совершив рывок поближе к власти, «за орденами» - столкнутся с тем, что работа там рутинная, неоплачиваемая, неинтересная никаких дивидендов не приносящая (а если события разовьются по худшему сценарию - то ещё и бесполезная). И тоже махнут рукой.

Как быть в таком случае? Мы обратились за комментарием к представителям некоторых ведущих запорожских общественных организаций. Каким они видят будущее громадських рад, знают ли они о них и готовы ли принимать в них участие?

Альберт Павлов, БФ «Счастливый ребенок»: «На самом деле есть множество проблем требующих решения при участии власти – та же социальная реклама, томография для детей, целевые городские программы. Но решать их через громадську раду мы пока не видим смысла. Ресурсы и энергию нужно направлять на реальную деятельность а не на разговоры».

Инесса Носенко, Еврейский общинный центр «Мазаль Тов»: «Мы, в принципе и так принимаем участие в различных экспертных и координационных советах, главная цель для нас – это наша деятельность – а если громадська рада будет способствовать её достижению – мы согласны принимать участие в её работе».

Тамара Огородова, БФ «Єдність за майбутнє»: «Для того, чтобы рада не превращалась в бесполезную говорильню – необходимо продумать четкую структуру и алгоритм работы, но мы видим будущее в громадських радах. Даже то, что на сегодняшний день вокруг них сложился конфликт – это хорошо, это порождает дискуссию и обсуждение».

Наталья Селюкова, общественная организация «Укрпростір»: «Вопросы вызывает уже процесс формирования состава учредительного собрания, прозрачность отбора кандидатов в раду, который, по словам некоторых чиновников, будет проходить «исходя из их собственного мнения о деятельности организаций». Создается впечатление, что в громадскую раду прежде всего стремятся те организации, основной смысл деятельности которых – попасть в громадскую раду».

Как мы видим спектр оценок довольно широк – от негативных – до вполне оптимистических. Но что получится по итогам, не возникнет ли у власти соблазнов сделать «как всегда», а у общественников – махнуть рукой, или вообще «прогнуться» под власть – покажет только время. Причем в нашем, запорожском, случае – весьма близкое.

Контакти

Share
Чи вважаєте цей матеріал корисним + Так 0  - Нi  

Коментарі

  •   Пiдписатися на новi

Мої активи

Нові можливості з ГУРТом!



 

Щоб розмістити свою новину, відкоментувати чи скопіювати потрібний текст, зареєструйтеся та на портал.